ООО «ПОНИМАЮ»

Антидепресс-Санта: спрос на услуги психологов сильно вырос за год

Не то чтобы раньше россияне не нервничали — одна пандемия чего стоит, но 2022 год стал для них безусловным чемпионом по уровню стресса. В январе —сентябре россияне потратили на антидепрессанты на 70% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К психологам и психотерапевтам тоже стали обращаться заметно чаще. Самая яркая статистика у платформ — агрегаторов психологических услуг. Еще в мае руководитель маркетинговых проектов «Авито Услуги» Иван Чулков отмечал: «В апреле спрос на психологов по стране вырос на 81% по сравнению с показателями годом ранее, а предложение консультаций на площадке с апреля прошлого года удвоилось». Платформа Alter совместно с онлайн-школой психологических профессий «Психодемия» подсчитали, что с января по ноябрь количество сессий с психологами выросло на 66% относительно того же периода прошлого года, а количество клиентов — на 50%.
В этом году изменились и аудитория психологов, и запросы, с которыми приходят пациенты. Заметно выросло число мужчин — сейчас у некоторых агрегаторов до трети клиентов мужского пола. Если раньше люди в основном хотели научиться любить себя и отточить навыки, важные для карьеры, то сейчас гораздо чаще обращаются с жалобами на тревогу и проблемы в семейных отношениях. В 2023 году специалисты столкнутся с несколькими новыми массовыми запросами, прогнозируют эксперты.

Старые и новые пациенты

«Можно озаглавить статью «Кому спецоперация — а кому мать родна», — невесело иронизирует психиатр Надежда Панова, главный врач центра ментального здоровья «Эмпатия», комментируя рост спроса на услуги центра на 110% за 2022 год. — Коронавирус уже подготовил почву как в виде самоизоляции и потерь близких, так и в виде психических проявлений постковидного синдрома, так что население подошло к нынешнему году уже с подорванным ментальным здоровьем. И теперь у нас две волны спроса — и со стороны первично заболевших, и со стороны «старых» пациентов: люди,
которые прежде хорошо себя чувствовали на подобранной схеме, на фоне тревожных новостей снова чувствуют себя плохо, хотя и не бросали принимать лекарства».
По данным Центра развития перспективных технологий (оператор системы цифровой маркировки «Честный знак»), за девять месяцев 2022 года россияне купили 8,4 млн упаковок антидепрессантов — на 48% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и потратили на них 5 млрд руб. — на 70% больше. Производство отечественных препаратов для терапии депрессии выросло на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, импорт — на 42%. А простых успокоительных россияне потребили на 44% больше.

Спрос родил предложение: по данным hh.ru, количество вакансий со словом «психолог» выросло с 282 в январе до 347 в феврале и 350 в марте, потом несколько снизилось и снова взлетело до 388 в ноябре. Частные специалисты тоже говорят о повышении спроса: Евгений Гиберт, практикующий психолог и психотерапевт, в этом году зафиксировал рост числа визитов в три раза. Если в марте массово спешили к врачу те, кто уже наблюдался, чтобы обновить рецепты и закупить впрок препараты, которые могут стать недоступными из-за санкций, то в огромном наплыве осенью, после объявления мобилизации, были как впервые заболевшие тревожными и паническими расстройствами, так и те, кто прежде был стабилен после лечения, но под влиянием тревожных новостей вновь заболел, констатирует Панова. «У нас было ощущение, что за месяц к нам пришли все, кого мы пролечивали за предыдущие четыре года. Мужчины по понятным причинам преобладали», — уточняет врач.
Новые события вытащили на поверхность проблемы, о которых раньше никто и не думал. Бизнесмены теперь приходят обсудить не только свои страхи и тревоги, но и стыд за хорошую обеспеченную жизнь, и вину перед родными или коллегами, делится наблюдением бизнес-психолог Ольга Дьяконова. «Ко мне чередой пошли руководители с чувством вины из-за того, что не могут повысить зарплату хорошим работникам, мучаются. Никогда такого не было», — констатирует психолог Инна Алферьева. Даже классическая тема лишнего веса с марта часто звучит так: «В последнее время вес волнует меня меньше, чем постоянное беспокойство. Единственное, на что я могу отвлечься, — это еда», — приводит пример Екатерина Тур, врач и психосоматолог.
Неумение проживать и принимать негативные чувства — чуть ли не главный вопрос. «Это проявляется в разных проблемах: общение с близкими, забота о себе, трудоголизм, сложности жизненно важного выбора и так далее», — перечисляет Илья Гавин, клинический психолог, карьерный консультант «Психодемии». Специалисты платформы Alter тоже отметили этот факт. В прошлом году четверка самых популярных тем выглядела так: «принятие решений и мотивация» — 28% всех запросов, «самооценка и уверенность в себе» — 19%, «семейные и партнерские отношения» — 15%, «сильные
эмоции, с которыми сложно справиться» — 14%. В 2022 году картина иная: «семейные и партнерские отношения» — 25% запросов, «сильные эмоции, с которыми сложно справиться» — 19%, «принятие решений и мотивация» — 19%, «самооценка и уверенность в себе» — 13%. Нередко психологическая помощь имеет характер скорой, уточняет бизнес-психолог Юлия Керецман: «Вчера мне пришлось закончить работу в 22:00, потому что клиенту срочно была необходима психологическая поддержка. И это не первый случай за последний месяц».

Общая тревога

Если раньше в топе обращений к специалисту были запросы, так или иначе связанные с карьерными устремлениями, то сейчас заметно больше внимания к повышенной тревожности, возникающей в ситуации неопределенности. «Люди переживают не только из-за своего будущего и своей карьеры, но и мирового устройства в целом», — рассказывает психолог, эксперт по работе с конфликтами и манипуляциями Екатерина Федорова. Тревожность и сильный стресс отметили в анкете 63% клиентов, обратившихся в сервис онлайн-психотерапии «Ясно» после 24 февраля, отмечает комьюнити-директор сервиса Екатерина Артеменко. У платформы психологических услуг Psy.one в первой половине года наблюдался пик запросов по темам, связанным с бессилием, выгоранием и страхом. Страх в первую очередь касался невозможности выйти из давящего  информационного поля, «залипания» в новостных лентах и социальных сетях. А в первые недели после 21 сентября случился резкий всплеск числа клиентов-женщин от 28 до 45 лет с жалобами на страх за молодого человека или мужа. «Практически каждая сессия сопровождалась слезами и поиском вариантов, что делать дальше и как жить, уезжать или не уезжать», — говорит сооснователь платформы Тимур Валеев.
Часто стали обращаться к медикам и пациенты, которым не хватает единомышленников, в том числе в собственных семьях. «В целом, больше всего затрагивает людей именно разобщенность, — дополняет картину Елизавета Деменштейн, практикующий психолог-психотерапевт. — Пациенты идут работать в группы, потому что им не хватает поддерживающего окружения. Поэтому групповое консультирование сейчас в тренде». Психолог Дарья Франковская, работающая преимущественно с детьми, отмечает смену фокуса со старых травм на острые: смена места жительства, отъезд близких
родственников, разлука с друзьями, смена школы, смена целей при выборе высшего учебного заведения, утрата чувства безопасности.
У детей эти травмы ведут к усилению тревожности, снижению концентрации внимания, сложностям в обучении, увеличению количества агрессии, проблемам в коммуникации со сверстниками и родителями, чувству бессилия. Вырос и спрос на работу с родителями. Основные запросы: «где найти устойчивость для себя в период неопределенности» и «как оставаться опорой для ребенка в период изменений». К карьерному консультанту Анне
Гуревич идут молодые люди из обеспеченных семей — их жизнь была стабильной, будущее виделось ясно, и теперь неопределенность сбивает их с ног.
Важный тренд — расширение аудитории. «За помощью обращаются люди совершенно различных профессий и разной социальной принадлежности, — говорит Евгений Гиберт. — В том числе пенсионеры, которые, как правило, не имеют привычки ходить по психологам». Отмечается повышение спроса со стороны мужчин, традиционно презиравших походы к психологам. «Доля женщин составляет не менее 70%, но раньше она была 75–80%», — отмечает Дарья Федорова, соучредитель и исполнительный директор платформы корпоративного благополучия «Понимаю». Платформа-агрегатор YouTalk раньше почти 90% заявок получала от женщин 25–35 лет, cейчас примерное распределение: 70% запросов от женщин, 30% — от мужчин, свидетельствует брендменеджер сервиса Юлия Зенкова.

Бизнес волнуется раз

При всем росте популярности специалисты отмечают, что их целевая аудитория заметно обеднела и сосредоточила ресурсы на нижнем уровне пирамиды Маслоу. «Когда человеку нужно думать о базовых потребностях, ему не до саморазвития, — поясняет психотерапевт Елена Добробабенко. — Из моих клиентов кто-то уехал, их заместили те, кто никогда к специалистам не обращался. Темы новых запросов: неприятие происходящего, желание уехать вкупе с невозможностью, отъезд и адаптация на новом месте». Психологи, работающие с частными лицами, отмечали резкий спрос на недорогие (1,5–2 тыс. руб. за консультацию) или волонтерские, то есть благотворительные услуги.
У специалистов, занятых в корпоративном сегменте, ситуация стабильнее. В компаниях, работавших с ресурсом Alter еще до начала спецоперации, количество сотрудников, которые стали обращаться к психологам, в марте—октябре текущего года утроилось по сравнению с тем же периодом прошлого года, а количество сессий увеличилось более чем в пять раз. Всего в B2B количество новых компаний, которые подписались на корпоративную психотерапию Alter, за март—октябрь увеличилось почти в четыре с половиной раза, а количество новых сотрудников, которые обратились за помощью к
психологам, возросло в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, приводит цифры Рамиль Альшин, гендиректор Alter. Количество запросов компаний к платформе YouTalk на психологическую поддержку сотрудников в марте—апреле нынешнего года выросло в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в октябре — в два, свидетельствует Юлия Зенкова.
Когда была объявлена СВО, спрос со стороны корпоративных клиентов платформы «Понимаю» вырос на 25%, отмечает Дарья Федорова. И даже через несколько месяцев, когда уровень тревожности несколько снизился из-за адаптации людей к ситуации, спрос оставался стабильным. «Следующий всплеск мы наблюдали в сентябре — рост составил 30%», — рассказывает она. Спрос был и со стороны специалистов: по утверждению Федоровой, возросло количество обращений психологов и психотерапевтов с таких сервисов, работающих в розничном сегменте, — они ищут более платежеспособных клиентов. «Выросла и осведомленность HR-специалистов об этой теме. Если в марте запросы были, скорее, общими, а многие впервые столкнулись с таким понятием, как корпоративная психотерапия, то в сентябре к нам стали обращаться с конкретикой», — отмечает Альшин.
По статистике платформы Psy.one, частных клиентов в 2022 году стало на треть меньше, чем в ковидных 2020-м и 2021-м, но на 50% возрос объем обращений компаний для поддержки сотрудников и решения задач, стоящих перед бизнесом. «Люди переживали выгорание: коллектив уже не мог вывозить оперативное решение сложных проектов и сталкивался с внутренним саботажем. Особенно часто обращались ИТ-компании, которые
столкнулись с ростом числа заказов и невозможностью качественно и в срок выполнять работу», — объясняет Валеев.

Украинский излом

Все наши собеседники уверены, что рост спроса на их услуги продолжится, и советуют начать адаптировать предложения. Например, люди стали чаще покупать вебинары и лекции, чтобы получить экспресс-помощь, если нет финансовой и временной возможности пойти на терапию, утверждает Дьяконова. У Alter в этом году появился новый формат корпоративной помощи — чат поддержки. «Это индивидуальная переписка сотрудника с психологом. Она подходит тем, кто пока не готов на личную встречу или привык общаться письменно», — поясняет Альшин. Поскольку многие клиенты
и психологи переехали в другие страны, платформа адаптировала платежные решения, чтобы пользователи могли продолжать оплачивать сессии из-за рубежа. Так же поступил и сервис «Ясно». В «Понимаю» в этом году ввели новое направление — консультации инструкторов практик осознанности, которые помогают пользователям находить инструменты самопомощи для работы со стрессом, выгоранием, тревожностью. Также платформа выделила консультантов по сексуальным отношениям, поскольку заметила рост запросов по этой тематике. Часть будущего роста, скорее всего, будет связана с мобилизацией. Екатерина Федорова прогнозирует, что за психологической поддержкой обратятся вернувшиеся домой участники боевых действий. «Мы уже получаем запросы со стороны работодателей на работу с мобилизованными сотрудниками и их семьями, а также сотрудниками, которые работают с теми, кто возвращается с территорий проведения СВО», — рассказывает Дарья Федорова из «Понимаю». В 2023 году ожидаются обращения клиентов с признаками посттравматического стрессового расстройства, уверена Мария Данина, основательница онлайн-школы психологических профессий «Психодемия». «Как это часто бывает, хроническому стрессу могут сопутствовать различные формы зависимостей, — рассуждает она. — Есть вероятность, что мы также будем наблюдать рост проявлений агрессии в общении между людьми, так
что в семейной психотерапии возможны запросы, связанные с конфликтами и насилием. Возвращается интерес к профессиональному самоопределению, смене деятельности и карьеры. Изменения, происходящие на рынке труда, нестабильность в экономике всколыхнули у населения тревогу по поводу материальной стабильности».
Несмотря на рост числа обращений к психологам, те, кто пришел на сессию, — это капля в море, отмечает Евгений Гиберт. «Многие рассчитывают только на себя, с отговорками: «Я же не псих». И предпочитают уходить от реальности с помощью алкоголя и наркотиков. Как итог, в геометрической прогрессии растет доля пациентов с алкоголизмом и наркоманией, склонностью к азартным играм. Люди пытаются отвлечь себя от реальности и получают новый вид зависимости». Это, предупреждают эксперты, одна из самых тревожных тенденций, которая будет влиять на российское общество в
ближайшие годы.